Официальный сайт

МКОУ ООШ д.Увал

Функциональная грамотность

 

 

 Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

1. Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

2. Естественно-научная грамотность

Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

3. Математическая грамотность

Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

4. Финансовая грамотность

Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное мышление

Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции

Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем?

 

Федеральные и региональные документы

 

Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период  до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204

Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 № 474

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» от 06.05.2019 г. № 590/219

Письмо Министерства просвещения РФ «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» от 12.09.2019 г. № ТС-2176/04

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» от 26.01.2021 г. № ТВ-94/04

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации  «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» от 22.03.2021 г. № 04-238

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности» от 17.09.2021 № 03-1526

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области «Об утверждении графика проведения мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ на территории Свердловской области в 2021/2022 учебном году»  от 06.09.2021 г. № 250-И

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области «О внесении изменений в график проведения регионального исследования сформированности функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Свердловской области в 2021 году» от 06.10.2021 № 277-И

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области «О внесении изменений в приказ МОиМПСО от 06.09.2021 г. № 250-И»  от 12.10.2021 г. № 286-И

Письмо Министерства образования и молодежной политики Свердловской области «Об организации работы по внедрению в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности» от 15.09.2021 № 02-01-82/10454

Письмо Министерства образования и молодежной политики Свердловской области «О проведении диагностики обучающихся 4-х, 7-х, 10-х классов» № 02-01-81/12496 от 28.10.2021 г.

Приказ МОУО - Управления образованием от 21.09.2022 г. №381 "Об утверждении и реализации Плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Тавдинского городского округа в 2022-2023 учебном году"

Приказ начальника МОУО – Управления образованием Тавдинского городского округа «Об организации работы по результатам регионального исследования функциональной грамотности обучающихся 4, 8-х классов общеобразовательных организаций Тавдинского городского округа» от 28.06.2021 г. №268

Приказ начальника МОУО – Управления образованием Тавдинского городского округа «Об организации работы по повышению функциональной грамотности в 2021-2022 учебном году» от 15.09.2021 г. №351

Приказ начальника МОУО – Управления образованием Тавдинского городского округа «О реализации Плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Тавдинского городского округа в 2021-2022 учебном году» от 23.09.2021 г. №371

 

Приказ ОО №6 от 23.01.2023г. "Об организации и проведении Декады функциональной грамотности (направление финансовая грамотность) в МКОУ ООШ д. Увал в 2023году"

Приказ МОУО-УО ТГО №20 от 18.01.2023г. "Об организации и проведении Декады функциональной грамотности (направление финансовая грамотность) в образовательных организациях Тавдинского городского округа в 2023году"

План мероприятий по формированию функциональной грамотности в МКОУ ООШ д. Увал на 2022-2023 учебный год

 

   

Работа по развитию финансовой грамотности дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

10 февраля для родителей и законных представителей была проведена консультация «Основы финансовой грамотности дошкольников» с дальнейшим вручением памяток. Целью данного мероприятия было формирование основ финансовой грамотности у детей через взаимодействие с семьей.

Буклет "Финансовая грамотность дошкольников. Консультация школьников"

 

В рамках формирования функциональной грамотности с 23.01.2024г. по 04.02.2024г. была проведена Декада читательской грамотности по плану работы методического объединения учителей гуманитарного цикла.

Цель: повышение качества образовательных результатов обучающихся, формируемых в ходе реализации ФГОС, совершенствование навыков работы с информацией, формирование УУД, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

Задачи: - повысить уровень читательской грамотности обучающихся и педагогов;

- вовлечь обучающихся в самостоятельную предметную деятельность;

- совершенствовать профессиональное мастерство педагогов через подготовку, проведение и анализ уроков и внеклассных мероприятий.

План проведения

1.    Неделя английского языка «В мире зарубежной литературы» (Общешкольное мероприятие «Волшебный мир Хогвардса» (1-9кл.), Литературная гостиная «Поэзия на английском языке» (2-9кл.), Открытый урок внеурочной деятельности в 3 классе «Языковой портфель» на тему «Читательская грамотность во внеурочной деятельности по английскому языку»

    (ответственный: учитель английского и немецкого языков Михайленко Виктория Сергеевна)

2.    - Пробное итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе

     - Открытый урок русского языка в 5 классе «Имя прилагательное как часть речи»

     - Литературная пятиминутка к 15-летию М.М.Пришвина

    (ответственный: учитель русского языка и литературы Слезкина Вера Петровна)

3.    Библиотечный урок по произведениям М.М.Пришвина

    (ответственный: педагог-библиотекарь Жирякова Ульяна Викторовна)

4.    - Урок мужества «Подвиг на века» (2-9кл.)

     - Посещение заседания ГМО учителей ОРКиСЭ

    (ответственный: учитель истории, географии, обществознания и ОРКиСЭ Фахрутдинова Анастасия Николаевна)

5.    Методическое совещание учителей гуманитарного цикла с подведением итогов декады

Неделя английского языка проведена под названием «В мире зарубежной литературы». Все мероприятия способствовали формированию познавательных интересов обучающихся, расширению кругозора и умению применять полученные знания. Одна из основных целей, которую преследовала учитель – это формирование и развитие читательской грамотности.

Предварительно педагогом и обучающимися проведена большая работа по изготовлению атрибутики, оформлению кабинета, созданию выставки книг зарубежных писателей. Михайленко В.С. использовала различные технологии и методы работы, учитывая возрастные способности детей.

Мероприятия несли много информации познавательного характера, способствовали совершенствованию читательской грамотности и творческих способностей обучающихся.

31.01.2023г. проведено пробное итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе, все обучающиеся получили «зачет», набрав от 14 до 19 баллов, что говорит о достаточном уровне читательской грамотности выпускников.

В 5 классе проведен открытый урок русского языка «Имя прилагательное как часть речи».

В течение урока учитель (Слезкина В.П.) использовала различные виды работ: работа с текстом, составление кластера, составление текста на заданную тему, работа обучающихся с разными источниками (Толковый словарь Д.Ожегова, тексты из художественной литературы). Обучающиеся показали хорошие знания материала и умение работать с различными источниками.

В период проведения декады прошел Урок мужества «Подвиг на века», посвященный подвигу советского народа в Сталинградской битве. Здесь приняли участие 2-9 классы. Обучающиеся читали и обсуждали информацию о Сталинградской битве, о юных героях-бойцах, о «восставших из мертвых». Учитель (Фахрутдинова А.Н.) рассказала о роли и значении Сталинградской битвы, дети познакомились с историческими памятниками: Мамаевым Курганом, домом Павлова, панорамой «Сталинградская битва» (заочная экскурсия, в продолжение этого мероприятия обучающиеся узнали об участниках Сталинградской битвы – наших земляках и даже увидели медаль «За Сталинградскую битву», которой был награжден один из наших земляков. Таким образом, через прикосновение к историческому прошлому происходило формирование читательской грамотности обучающихся. Здесь нужно отметить сотрудничество с сельской библиотекой, т.к. в мероприятии принимала участие библиотекарь Чекунова О.Д. Она рассказала об истории г.Волгограда.

В школьной библиотеке в это время был проведен библиотечный урок «Думаешь – чудеса далеко, а они тут, рядом», посвященный 150-летию М.М.Пришвина. Ученики познакомились с биографией писателя, посмотрели презентацию о нем, а затем читали его рассказы, совершенствуя технику чтения, умение ориентироваться в тексте, а главное «вслушиваться» и «вдумываться» в прочитанное, участвовали в литературном квесте «Кладовая Пришвина».

В заключение декады проведено методическое совещание учителей гуманитарного цикла, где были обсуждены все мероприятия, отмечены их положительные стороны и недостатки, намечена дальнейшая работа по данному направлению.

    

   

 

В рамках Декады «Финансовой грамотности» 09 февраля в центре детских инициатив МКОУ ООШ д. Увал прошла деловая игра для педагогов «Финансовый ринг». Целью данной игры было: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности, формирование разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам, развитие практических умений быстрого и правильного нахождения и принятия решений в ходе игры. А также сплочение коллектива участников. В процессе игры педагоги закрепили свою педагогическую компетентность в вопросах финансового воспитания, обобщали свои знания о целях, задачах и средствах, с помощью которых определяется это направление. Проанализировали свою деятельность, знания в области финансовой грамотности, проявили педагогический такт, оперировали финансовыми терминами.

   

 

В рамках Декады финансовой грамотности с 30 января по 3 февраля учителями начальных классов Титус О.В. и Участновой И.А. для учащихся начальных классов провели деловую игра-практикум «Семейный чек – лист расходов».  В игре принимали участие 2 команды: команда 1, 2 классов и 3, 4 классов.

В первый день прошла жеребьевка, в ходе которой были распределены отделы продуктовых магазинов, обсуждалось оформление отделов. Было открыто два магазина: «4 сезона» и «Продуктоша».

Ежедневно детям выдавалось секретное задание, которое они выполняли в течение дня. Ребята с увлечением выполняли все задания, обсуждали ассортимент продуктов, выбирали их с учетом заданной суммы.

По итогам игры команда 1, 2 классов победила в номинациях «Самый экономный класс» и «Самое разнообразное меню для семьи Пузырьковых», а команда 3, 4 классов – в номинациях «Самый большой ассортимент отдела» и «Самое оригинальное название магазина».

      

В разновозрастной группе детского сада в МКОУ ООШ д. Увал с 30.01 по 01.02.2023г. проведена работа по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников на тему "Что такое деньги, откуда они берутся  и зачем они нужны ". За этот период проведены следующие мероприятия:  беседа "что такое деньги, откуда они берутся",  просмотр серий мультфильмов" Смешарики ", «Финансовая грамотность, как и когда появились деньги»,  дидактическая игра" Что можно купить, а что невозможно купить за деньги", чтение художественной литературы "Муха-цокотуха", " Курочка ряба ", сказка " О рыбаке и рыбке ";  сюжетно-ролевые игры" магазин", "аптека", " банк-банкомат";  загадки и пословицы о труде о деньгах; квест-игра "Найди клад"; аппликация "Этикетка вкусной конфетки ".

 

   

30.01.2023г. Михайленко В.С., учитель английского языка, в рамках недели английского языка провела Открытый урок внеурочной деятельности «Языковой портфель» в 3 классе на тему «Читательская грамотность во внеурочной деятельности по английскому языку». На уроке были продемонстрированы некоторые формы и приемы, направленные на формирование читательской грамотности обучающихся. Ребята работали уверенно, использовали свои знания, без дополнительного объяснения заданий сразу же их выполняли. Гостям открытого урока также было предложено в меру своих способностей выполнить данные задания.

 

25.02.2022г. в МКОУ ООШ д.Увал в рамках Муниципального конкурса «Ты талантлив!» (функциональная грамотность) учителем английского языка Михайленко В.С. проведено Открытое внеклассное мероприятие по английскому языку во 2 классе «Волшебные звуки», целью которого было: организация обучающихся для обучения чтению гласных звуков в I  и II типах  слогов  в  английском  языке. На мероприятии были показаны приемы читательской грамотности, применяемые учителем  на уроках английского языка. Обучающиеся с интересом выполняли задания по теме мероприятия, т.к. все приемы проводились в игровой форме в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

     

   

 

Уважаемые педагоги!

 В рамках проекта Минпросвещения России «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» (далее – проект), экспертами ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» разработаны и апробированы дидактические подходы к созданию заданий для оценки уровня функциональной грамотности обучающихся. Результатом проекта стало формирование банка открытых заданий.

Доводим до вашего сведения, что банк открытых заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся, размещен по адресу http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

План по формированию функциональной грамотности в МКОУ ООШ д. Увал

План работы ШМО гуманитарного цикла

План работы ШМО начального образования

Методическое объединение

Темы по самообразованию ШМО

Приказ ОО №139 от 24.09.2021г. "Об организации работы по повышению функциональной грамотности в 2021-2022 учебном году в МКОУ ООШ д.Увал"

Приказ МОУО-УО ТГО №351 от 15.09.2021г. "Об организации работы по повышению функциональной грамотности в 2021-2022 учебном году"

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)

Банк заданий по функциональной грамотности издательства «Просвещение»

Вебинары издательства «Просвещение»

Марафон по функциональной грамотности. Материалы в помощь учителю

  

Повышение квалификации педагогов по формированию

 функциональной грамотности

 

 

- ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности

- Интенсив ЯУчитель 3.0

- Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности

- Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)

- Тест «Цифровые компетенции педагога» 

- Методические материалы по функциональной грамотности

Дата последнего обновления страницы 26.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения